Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Готовность к школе

Что такое «Готовность к школе»?
 
В понятии «Готовность к школе» выделяют три взаимосвязанных компонента:
1. Физиологическая готовность к школе—оценкой этого компонента занимаются медики, осуществляющие проверку по трем основным критериям: физическое развитие—длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки; биологический возраст—количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций тела соответственно возрасту; комплексная оценка состояния здоровья (5 групп здоровья).
2. Социально—психологическая и личностная готовность к обучению в школе—подразумевается готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе. Известно, что в момент поступления в школу ребенок попадает в новые социальные условия и постепенно начинает занимать новую роль «Я - ученик».
Смена обстановки ведущего вида деятельности (с игру на учение), смена социальной роли может привести к переживанию ребенком «Кризиса 7-ми лет».
 
Как он проявляется?
Дети, как правило, становятся трудновоспитуемыми, в поведение появляется много негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, ревности, грубости или совсем наоборот дети, которые раньше были задирами, болтушками и драчунами могут стать тихими и незаметными. Поэтому наша задача, задача взрослых: помочь ребенку сгладить протекание кризиса, а так же успешно овладеть новой социальной ролью и новым видом деятельности.
 
Как помочь ребенку преодолеть кризис 7-ми лет?
Прежде всего, помнете, что кризисы — это явления временное они проходят их просто нужно переждать. Вспомните себя, когда у вас не чего не получается все валится из рук и конечно же вам не чтоб в эти моменты хочется чтобы близкие ругали вас или в чем-то обвиняли. Ребенок — такой же человек только маленький. Не спешите ругать его,
или указывать на ошибки и неудачи, постарайтесь спокойно выяснить причину. Не предъявляйте требований, не соответствующих желаниям и возможностям ребенка. Подумайте над тем, все ли запреты обоснованы, и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности. Помните, тон приказа и назиданий в этом возрасте мало эффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать.
 
 Психологическая готовность к школьному обучению—в качестве базовых составляющих готовности к началу обучения в школе можно выделить следующее:
-уровень развития психических процессов: мышления, внимания, воображения, восприятия, памяти.
-уровень развития мелкой моторики руки, в том числе и графические навыки.
-уровень развития связной речи.
-эмоционально волевую готовность: умение контролировать свои действия, следовать инструкции взрослого, восприимчивость к помощи взрослого в процессе обучения.
Важно знать и помнить, что окончательно психологическая готовность к обучению в школе развивается уже в процессе самого обучения.
 
 
Как и когда начинать готовить ребенка к школе?
Самое главное, в поисках ответа на этот вопрос помнить: не переусердствуйте и не перегрузите своего ребенка — иначе в конце года вы услышите: «Я в эту школу не пойду!». В игровой форме можно предлагать ребенку разные задания и упражнения это не позволит ребенку утомиться.
Время начала подготовки к школе зависит от каждого ребенка индивидуально. Если вы видите что у ребенка высокий познавательный интерес (любит рассматривать книги, пытается читать, задает много вопросов, то можно начинать и с 5ти лет. Но желание должно исходить от самого ребенка. Никогда не заставляйте выполнять задания обязательно, и говорить фраза типа: «Если сделаешь то-то пойдешь гулять, не сделаешь не пойдешь» или «А вот Саша уже умеет читать, а ты…». Каждое задание, которые вы выполняете вместе должно превратиться в игру.
 
Как узнать, готов ли ребенок к школе?
Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к школе? Какие тесты и методики обычно используются психологами, приемной комиссией при поступлении в школу?
Родители могут оценить уровень “зрелости” с помощью наблюдения и ответов на вопросы.
 
Оценка развития познания
1. Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.)?
2. Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (надень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?
5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?
 
Оценка базового опыта
1. Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?
2. Был ли малыш в библиотеке?
3. Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?
4. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?
5. Проявляет ли ребенок, повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?
 
Оценка языкового развития
1. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
2. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
3. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?
4. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?
5. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?
6. Четко ли ребенок выговаривает слова?
7. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
8. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?
 
Оценка уровня эмоционального развития
1. Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?
2. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
3. Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?
4. Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми? Оценка умения общаться
5. Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?
6. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
7. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
 
Оценка физического развития
1. Хорошо ли ребенок слышит?
2. Хорошо ли он видит?
3. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
4. Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила,…)
5. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
6. Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?
Зрительное различение
1. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?
2. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова ( кот/год, б/п…)?
Зрительная память
1. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?
2. Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?
 
Зрительное восприятие
1. Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?
2. Понимает ли он, что читают слева направо?
3. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
4. Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.
 
Уровень слуховых способностей
1. Может ли ребенок рифмовать слова?
2. Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
3. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
4. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
 
Оценка отношения к книгам
1. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
2. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
3. Задает ли вопросы о словах, об их значении?
 
 
Психологическая готовность к школе представляет собой комплекс направлений таких как:
 
- Мотивационная готовность или желания учиться. Именно наличие желания является первым условием для успешного обучения. Проведенные опросы показали нам, что учиться в школе хотят практически все дети, хотя желание не у всех разные. Одни хотят идти в школу непосредственно за получением новых знаний и умений, а других привлекает внешние атрибуты школьной жизни: портфель, форма, школьные принадлежность. Несмотря на разные степени мотивации можно говорить о положительно стойкой мотивации детей вышей группы к обучению в школе.
 
- Второй немаловажным компонент готовности к школьному обучению это волевая готовность – она оценивается умением ребенка управлять собой, контролировать свои действия, следовать инструкции взрослого, соблюдать общепринятые нормы, умением самостоятельно поставить цель и принять решение. К сожалению, данным компонент у многих детей недостаточно развит.
- Следующим важным показателем является интеллектуальная готовностьдостаточный (соответствующий возрасту) уровень развития психических процессов таких как: мышление, внимания, воображения, восприятия, память, речи, т.е. фундамент, на который в будущем лягут все дальнейшие школьные знания и умения.
•          - И последний компонент, входящий в состав психологической готовности к школе – это социальная готовность подразумевается готовность ребенка к новым формам общения, способность устанавливать взаимоотношения, как с взрослыми, так и со сверстниками, новому отношению к окружающему миру и самому себе.
 
И лишь сформированной всех выше изложенных компонентов способствует отличной психологической готовности к школьному обучении.
     Для того чтобы помочь ребенку дозреть до школьной зрелости
В первую очередь необходимо позаботиться о здоровье ребенка, о навыках самообслуживания. Важно чтобы ребенок развил в себе волевые качества. Для этого его нужно приучить любое начатое им дело доводить до конца.
     Не настраивать ребенка только на успех, но и не запугивать неудачами. Неуспех, и неудача, подчеркнутые взрослыми, рождают неуверенность, которая ведет к новым неудачам. Всегда относитесь к ребенку с пониманием.
 
Подготовка к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро, и все мы должны объединить свои усилия, чтобы помочь ребенку как можно лучше подготовиться к переходу новую ступеньку в его жизни.
 

Разделы сайта